БЛОГ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ЛАГУТИК СВЕТЛАНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
Для заинтересованных педагогов и родителей. В блоге вы найдете не только информацию об особенностях детей и их развитии, но и интересные материалы о воспитании, обучении, которые вам пригодятся!
Страницы
- Главная страница
- График работы
- Игры для развития речи детей
- Играем с буквами
- Играем, звуки закрепляем
- Мелкая моторика
- Артикуляционная гимнастика
- Игры на развитие речевого дыхания
- Весёлая логоритмика и кинезиология для детей
- Гимнастика для глаз
- Развитие зрительного восприятия
- Весёлые пазлы
- Развитие пространственного ориентирования
- Мультимедийные презентации "ИГРАЕМ ДОМА"
- Развитие познавательной деятельности
- Фонематический слух -основа правильной речи
- Рекомендации родителям. Дома играем-тему закрепляем
понедельник, 11 ноября 2024 г.
понедельник, 4 ноября 2024 г.
Как развить фонематический слух ...ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ.
вторник, 22 октября 2024 г.
четверг, 10 октября 2024 г.
Почему современные дети не умеют учиться, не умеют ждать и с трудом переносят скуку
Мы постоянно слышим одно и то же от каждого учителя, которые отмечают снижение социальной, эмоциональной и академической активности у современных детей и в то же время – резкое увеличение числа детей с пониженной обучаемостью и другими нарушениями.
среда, 9 октября 2024 г.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Основные подходы к её выполнению дома
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением - глубоко ошибочно.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков. Слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
• Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут
• Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
• Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
• Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
• Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
• Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т. д.
• Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить их на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.
Артикуляционные упражнения (практическая часть) ДАЛЕЕ
Немаловажное значение для правильного и четкого звукопроизношения играет дыхание.
Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением (так называемое речевое дыхание, требующее специальной подготовки, - процесс управляемый.
Для речи, особенно монологической, физиологического дыхания не хватает, речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным.
У детей дошкольного возраста часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, речь на вдохе, неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания; все это отрицательно сказывается на общем звучании речи. В некоторых случаях, когда создается повышенная нагрузка на неокрепшую детскую нервную систему (стресс, тяжелое соматическое заболевание, форсирование речевого и психического развития ребенка со стороны взрослого и т. д., на фоне неправильного речевого дыхания (часто в сочетании с нарушением темпа речи) у ребенка может возникнуть заикание.
Воспитание у ребенка правильного дыхания, в частности выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом.
Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики.
• Длительность выполнения денных упражнений около 5 минут
• При набирании воздуха через нос, плечи не поднимать.
• Выдох должен быть длительным и плавным.
• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном
этапе можно прижимать ладонями).
• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и
стоя.
• Не переусердствуйте! Многократное выполнение дыхательных
упражнений может привести к головокружению.
Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов
1. Ребенок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
2. Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
3. Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения).
4. Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался.
5. Вдох через рот, выдох через нос.
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов. (ДАЛЕЕ)
пятница, 6 сентября 2024 г.
19 МУЛЬТФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ МОТИВИРУЮТ УЧИТЬСЯ
Специально к 1 Сентября!
Предлагаю подборку мультфильмов на тему «учиться здорово». Эти истории в доступной малышу форме донесут, зачем вообще нужна учёба и что бывает, если ею не заниматься.
четверг, 1 августа 2024 г.
понедельник, 29 апреля 2024 г.
понедельник, 22 апреля 2024 г.
Представляем вашему вниманию образовательный проект в виде интерактивного плаката, выполненного в программе genial.ly, направленного в помощь педагогическим работникам, родителям (законным представителям) для развития интеллекта (межполушарного взаимодействия, мозжечковой стимуляции) и речи детей с особенностями психофизического развития. Использование интерактивного плаката «Комплекс нейротренажёров «Развиваем мозг и речь»» позволяет в увлекательной форме активизировать познавательную и речевую активность воспитанников путём включения их в эмоционально насыщенную деятельность посредством использования интерактивного плаката.
В основу проекта заложена идея использования нейротренажеров в развитии речи и межполушарных связей (создание новых нейронных связей и мозжечковую стимуляцию) у детей с особенностями психофизического развития. Ребёнку нужно одновременно удерживать в голове инструкцию, синхронизировать движения и следить за правильным произношением звука. Такое стрессовое задание будить речевые центры и помогает закрепить поставленный звук в речи.