6. С 4 лет используйте ситуацию «письменной речи».
Нет, это не малыш пишет. Это Вы пишите под диктовку ребенка придуманный им рассказ для друга или письмо папе. Это очень действенный способ развития речи, т.к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание.
7. Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия.
8. Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи.
9. С 4 лет и старше малышу очень нужно общение со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре.
10. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку.
Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант.
11. Сочиняйте сказки.
12. Играйте с малышом в загадки.
13. Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша.
14. Играйте с ребенком в рифмы.
Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы.
15. Если ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так – «красныя платья» вместо «красные платья»), то Вам поможет грамматическая игра.
Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов:
«КрасивОЕ новОЕ – это платье или футболка? Отгадай!».
«КрасивЫЙ новЫЙ – это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)»
16. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка.
17. Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения – эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую».
18. Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.
19. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио).
20. В общении с самыми маленькими детьми чаще используйте народные потешки.

Помните,
что у детей развитие речи связано с развитием мозжечка. Это уже доказано в исследованиях неврологов. Мозжечок отвечает за артикуляцию звуков, координацию работы мышц, автоматизацию правильного произношения звуков. А развивается мозжечок только в активных действиях. Полезны любые занятия, развивающие координацию движений – велосипед, скакалка, прыжки в резиночки, школа мяча, спортивные игры.

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка.
  • Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
  • Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем — беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи — от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Отметьте основные моменты в развитии речи ребёнка первого года жизни:
  • Когда ребёнок начал гулить, лепетать?
  • С какого возраста он начал понимать речь взрослых? ( На вопрос: «Где мама, папа, мишка?» — отыскивает взглядом взрослого или предмет; выполняет простейшие задания: даёт игрушку, хлопает в ладоши.)
  • Когда произнёс первые слова и какие?
  • Сколько слов ( и какие) говорит ребёнок к концу первого года жизни?
  • Какие звуки произносит достаточно отчетливо, а какие произносит, но не всегда верно?

У ребёнка второго года жизни проверьте:
  • Может ли он ответить на простые вопросы, выполнить несложное поручение( например, взять со стола ложку, отнести её на кухню и т.д.)
  • Легко ли он повторяет за взрослым слова, небольшие фразы?
  • Какие звуки ребёнок произносит отчетливо, достаточно ясно, какие не всегда четко?
  • Из какого количества слов ребёнок строит предложения?
  • Как часто ребёнок вступает в общение со взрослыми ( с другими детьми по собственной инициативе?
  • Эти наблюдения помогут вам установить, на какие стороны речи ребёнка надо обратить внимание.
У ребёнка третьего года жизни проверьте:
  • Какими частями речи он пользуется (употребляет ли в своей речи прилагательные, числительные, местоимения, наречия), как часто применяет обобщающие слова ( например, кровать, стол, стул называет одним словом мебель)?
  • Какие виды предложений использует ребёнок: простые, распространенные, сложноподчиненные; из какого количества слов составляет их?
  • Как часто задаёт вопросы, как, передаёт содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом интонационные средства выразительности?
  • Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие совсем не произносит?

У ребёнка пятого года жизни проверьте:
  • Всегда ли он точно по смыслу употребляет слова в своей речи, как часто пользуется другими частями речи (наречиями, местоимениями), достаточно ли полно даёт описание картинки, предмета?
  • Какие звуки произносит недостаточно отчетливо или неправильно?
  • Достаточно ли внятно и правильно произносит слова и фразы?
  • Различает ли на слух близкие по звучанию или произношению звуки, например, «ш» и «ж», «л» и «р»? как ребёнок оценивает на слух громкость и скорость речевых высказываний в чужой речи? Как узнаёт определенные звуки в словах, как, например, выделяет из группы слов те, которые включают звуки «с» или «ш»?
  • Умеет ли пользоваться своим голосовым аппаратом: говорить достаточно громко в повседневном общении, говорить тихо или шепотом в необходимых ситуациях? Нет отклонений в темпе речи?
  • Умеет ли при пересказе сказок пользоваться интонационными средствами?

У ребёнка шестого-седьмого года жизни проверьте:
  • Насколько полно и точно он дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребёнок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания?
  • Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми?
  • Может ли по картинке самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание?
  • Какие допускает грамматические ошибки в речи- правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?

Комментариев нет:

Отправить комментарий