Развитие зрительного восприятия





Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
         Статистика показывает, что за последние 5 лет уровень глазных заболеваний и патологий среди детей вырос в 1,5 раза. Это связано в первую очередь с нагрузками, обусловленными  работой на компьютере, нарушением санитарных норм освящения, неправильном питанием, а также ухудшением экологической обстановки.
         Помимо ежегодного обследования, родителям следует внимательно присматриваться к ребенку – его поведение может подсказать о зарождающихся проблемах со зрением. Если малыш щурится, глядя на удаленные предметы, если он низко склоняется над столом, когда рисует или играет, часто спотыкается и роняет предметы, старается ближе сесть к телевизору, постоянно склоняет голову набок, тянется к удаленному предмету, а взяв его в руки теряет к нему интерес, если глаза его часто слезятся, то это говорит о необходимости посещения офтальмолога.
         Кроме того, с ребенком необходимо регулярно, примерно раз в три месяца, проводить тестирование в домашних условиях: один глаз малыша нужно прикрыть плотным листом бумаги или картона и попросить его что – нибудь нарисовать, раскрасить картинку или собрать мозаику. Затем то - же самое нужно сделать, прикрыв другой глазик. Ребенок с нормальным зрением должен справиться с заданием.
 Важно помнить, что лечение любых глазных заболеваний и патологий будет гораздо эффективнее, если вовремя заметить надвигающиеся проблемы со зрением.

Рекомендации офтальмолога
Родители сейчас увлечены ранним образованием детей и слишком рано приобщают ребёнка к чтению, но им обязательно нужно иметь в виду, что если у ребёнка к семи годам плохо развита аккомодация (приспособление глаза к ясному видению предметов, находящихся на различных расстояниях), а они уже начинают читать – грозит близорукость.
  • Просмотр телепередач и игра в компьютерные игры стали всё более привычным проведением досуга у детей всех возрастов. Но по медицинским рекомендациям дошкольникам можно смотреть телевизор не больше, чем полчаса в день и на расстоянии не менее 3 метров.
  • В комнате обязательно должно быть слабое освещение – нельзя смотреть в полной темноте. Начиная со школьного возраста, можно смотреть и по часу, но лучше с перерывами. Смотря на экран, голову нужно держать прямо, а не сбоку.
  • При просмотре кинофильма пусть глаза перемещаются по всему экрану, вместо того, чтобы пристально смотреть на какую-нибудь отдельную часть. Во время затянувшихся сцен или в перерыве между фильмами мягко прикройте глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть, расслабить мышцы и подкрепить нервы сетчатки. Необходимо родителям самим соблюдать эти правила и приучать  своих детей.
  • Если ребёнку назначены очки, он должен не только читать и смотреть телевизор в очках, а всё время носить их. Дошкольникам назначаются очки в основном для постоянного ношения.
  • Что же касается компьютеров, то до трёх лет общение с ним надо исключить. С трёх до семи лет можно проводить не более 15 минут перед дисплеем, и не чаще двух раз в неделю. И при этом расстояние до экрана должно быть не меньше 60-70 см.
К развитию близорукости приводят:
  • Плохая освещённость рабочего места, особенно при искусственном освещении.
  • Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Особенно важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей.
  • Неправильная посадка детей во время чтения и письма – важнейший фактор развития близорукости. Вредная привычка читать  и  писать, наклонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, лёжа, в неудобных положениях способствует ослаблению зрения.
  • Развитие близорукости чаще бывает при неправильном режиме дня, чередовании учёбы и отдыха.
           Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.  Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой - нибудь интересный сюжет.  Например, перед ребенком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Позволяйте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению определенной цели. Чтобы цель была достигнута, а занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. В помощь вам представляем  комплекс игр и упражнений, которые вы можете использовать.
 Игры «Прищепки»

          Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно  оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию.
«Пуговицы»
         Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно – моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.
«Сравни картинки»
           Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.
«Фигурные таблицы»
           Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребенка – в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.). Эта игра развивает способность переключать зрительное внимание.
«Где, чей домик?»
          Нарисуйте или наклейте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребенок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.
«Корректор»
        Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, усложните ее, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» -  обвести. Ребенку будет интереснее, если взрослый будет на своем тексте выполнять то же самое задание.
«Считалка»
       На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает  зрительное внимание.
Упражнения.
  • Перевести взгляд  по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл несколько раз.
  • Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл несколько раз.
  • Перевести взгляд по диагонали влево – вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл несколько раз.
  • Перевести взгляд по диагонали вправо - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево – вниз  до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл несколько раз.
  • Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл несколько раз.
  • Поместить указательный палец перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближать его к переносице, постоянно фиксируя взгляд на его кончике, затем без отрыва взгляда от кончика пальца, медленно перевести палец в исходное положение. Повторить цикл несколько раз.
  • Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний  и обратно. Для этого на стекле приклеить «пчелку», «кружочки», «шарики», «бабочку», они должны находится на уровне глаз на расстоянии 25 см.
  • Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течении 3 – 5 секунд, затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить цикл несколько раз.
Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
К старшему дошкольному возрасту дети должны:
хорошо различать цвет и форму предмета;
узнавать в предметах геометрические фигуры, соотносить признак со словом;
по силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его величину, форму, удаленность;
использовать многообразные обозначения пространственных отношений («надо спуститься вниз, дойти до угла и т.д.);
ориентироваться во времени суток, оценивать разный промежуток времени (неделя, месяц и т.д.);
устанавливать простейшие связи между пространством, временем, количеством — благодаря этому ребенок учится воспринимать картину.
Своевременное формирование зрительного и слухового восприятия играет огромную роль в овладении ребенком письма, чтения, счета, тем самым предопределяет успешное обучение ребенка в школе.

Развивающие упражнения на восприятие:

1. Упражнение на развитие фонематического различения (эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам).

Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Обязательно нужно проверить знает ли ребенок эти предметы. Затем взрослый произносит какое-либо слово и просит ребенка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука.

2. Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур.

Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Взрослый просит назвать фигуры, которые знает ребенок. Затем ребенку предлагается нарисовать фигуры, которые назовёт взрослый (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.)

3. Упражнение на развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуры».

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Предлагается ребенку их дорисовать.

4. Упражнение на развитие цветоразличения.

Ребенку показывают карточки разного цвета (фломастеры, карандаши), предлагается назвать основные, оттеночные цвета.

5. Упражнение на развитие длительности временного интервала.

Ребенку показывают часы с секундной стрелкой, чтобы он смог проследить движение стрелки по кругу, чтобы понять, что такое 1 минута. Затем просят ребенка отвернуться и посидеть тихо в течение 1 минуты. Когда минута, по его мнению, пройдет, он должен сообщить об этом (ребенок не должен видеть часы).

Далее ребенку предлагают три задания, каждое за 1 минуту:

разрезать бумагу ножницами на полоски,
нарисовать какие-нибудь фигуры,
переложить палочки из одной коробочки в другую.
Каждый раз нужно давать команду к началу действия, а ребенок сам должен прекратить выполнение, как только, по его мнению, минута пройдет.

6. Упражнение на развитие представлений о частях суток.

Ребенку показывают картинки, где изображено каждое время суток (утро, день, вечер, ночь). Затем ребенку задают вопросы: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад?» И т.д. После этого ребенка просят показать времена суток на картинках, разложить последовательно. Предлагается рассказать подробнее, что делает ребенок в каждую часть суток.

7. Упражнения на развитие пространственных представлений.

Оборудование:

5 небольших игрушек;
картинка с изображением 9 предметов, расположенных столбиком по три;
лист бумаги в клеточку;
карандаш.
Ребенку предлагается выполнить несколько заданий:

Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо;

На столе перед ребенком располагают игрушки следующим образом: в центре-мишка, справа-уточка, слева-заяц, впереди-кукла, сзади-лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой?»

Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом левом углу и т.д.?»

Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре -круг, слева-квадрат, над треугольником два маленьких кружка и т.д. Задание ребенок выполняет последовательно.

8. Упражнение на развитие пространственных представлений: «Точки».

Ребенку дают карандаш и рисунок на котором поставлены точки (пять рядов, по пять точек на расстоянии 5мм). Предлагается соединить точки таким образом, чтобы получились квадраты: самый большой и самый маленький.

Соединить точки так чтобы получились разные дорожки.

«Саша может дойти до школы из своего дома разными путями, но обязательно каждый путь должен соединяться точками. Нарисуй все возможные пути, покажи самый короткий путь, и самый длинный, и самый интересный».

«Соедини точки так, чтобы получилось 8 одинаковых треугольников». При этом нужно обязательно использовать все точки.

9. Упражнение на развитие наблюдательности.

Ребенку предлагается осмотреть комнату и найти предметы, в которых круг, квадрат. Ребенок называет предметы: часы, ваза и т.д. Можно провести игру в соревновательной форме: «Кто больше назовёт таких предметов?»

Ребенку предъявляются картинки с наложенным изображением, предлагается назвать предметы, которые он видит.

10. Упражнение на развитие представлений о временах года.

Взрослый с ребенком учит стихотворение о временах года:

Четверо художников, столько же картин!
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки, как рога...

У второго — синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки — кружева.
Первые проталинки, первая трава.

На картинке третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть....
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые пушстые в небе облака.

А четвертый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
Всюду бусы-ягоды зреют по лесам....
Кто же те художники?
Догадайся сам.

Ребенку предъявляется 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Например: приметы осени: гроздь рябины; желтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одежде идут с корзинками в лесу; деревья с жёлтыми листьями; убранное поле; астра. Предлагается рассказать о временах года: «Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? И т.д.» Разложить последовательно картинки. Подобрать признаки к времени года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий