Понятие об ориентировании в пространстве и мобильности.
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве и мобильности.
Пространственная ориентировка — это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них (Сверлов В.С.).
Умение ориентироваться в пространстве – важное условие формирования полноценной личности дошкольника, имеющего нарушение зрения, его социальной адаптации и интеграции в общество.
Термин «ориентировка» тесно связан с термином «мобильность». Изучая применение этого термина, многие авторы отмечают, что мобильность – это рациональное передвижение, которое определяется следующими факторами: двигательная способность, навыки применения двигательного контроля и знание структуры окружающей обстановки. Способность свободно ориентироваться и взаимодействовать с окружающей средой – это и есть мобильность. Ориентировка и мобильность тесно взаимосвязаны между собой.
Для детей с речевыми нарушениями, с нарушениями зрения характерно нарушение пространственного восприятия, что
создает значительные сложности в ориентации в пространстве.
Данная система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используем резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже в небольшом помещении.
Данная система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используем резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже в небольшом помещении.
1. Игра
«Вратарь»
Цель:
закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие
быстроты реакции, точности движения.
Ход игры.
Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен
лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я. Логопед: Раз, два, три —
Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
2. Игра
«Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель:
закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства,
развитие ручной моторики. Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры.
Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по
инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле).
Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
3. Игра
«Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»
Цель:
закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве
(справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.
Оборудование:
мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.
Ход игры.
Дети выполняют задания по инструкции логопеда. Логопед: В правую руку свой
мячик возьми, Над головою его подними И перед грудью его подержи. К левой
ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим
улыбнись. Правого плечика мячик коснется И ненадолго за спину вернется. С
голени правой да к левой ступне, Да на живот — не запутаться б мне.
4. Игра
«Попади в ворота»
Цель:
закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо),
развитие моторики.
Оборудование:
мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или
кубиков.
Ход игры. По
заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных
направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка). Логопед: От ворот — поворот
Вправо и наоборот.
5. Игра
«Если все мы встанем в круг, мяч тебе Я брошу, друг»
Цель:
закрепление умения ориентирования (справа — слева), развитие ловкости,
внимания, словесного обозначения действия.
Ход игры.
Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают
мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю
влево, Саше. Саша, лови!»
6. Игра
"Справа, слева, впереди в обруч точно попади"
Цель:
закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие
моторики, ловкости, внимания памяти, закрепление навыков счета. Оборудование
небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры.
Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на
полу. Логопед предлагает Ребенку следующие задания: • Какой обруч находится
слева (справа)? • Стукни три раза мячом в правый обруч. • Стукни четыре раза
мячом в левый обруч. • Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый
обруч. • Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
7. Игра
«Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»
Цель:
развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.
Оборудование:
дорожка из трех — пяти обручей, мячи.
Ход игры.
Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается
пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч: Я вдоль обручей иду, В каждый
обруч попаду. Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с
последнего обруча; пройти до-рожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом
справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т.
д.
8. Комплекс
упражнений для ног с элементами самомассажа
Выполняется
сидя на стульчике.
Вариант 1.
Дети катают мяч вперед— назад стопой правой и левой ноги поочередно. Разомнем
мы ноги сами, Покатаем мяч ногами. Правой ногою туда и сюда — Левая все
повторяет всегда.
Вариант 2.
Мяч катается одновременно двумя ногами вперед — назад. В каком направлении ты
катаешь мяч? Обе ноги мы на мячик поставим, Взад и вперед покататься заставим
Вариант 3.
Мяч катается двумя ногами одновременно по кругу. Как ты катаешь мяч? Круг на
полу нарисуем мячом Только ногами — не лбом, не плечом.
9. «Мячик —
об пол и поймай — да смотри же, не роняй»
Упражнение
выполняется сидя на стульчике. Ноги развели, стукнули мячиком перед собой,
свели ноги.
10. «Справа,
слева я стучу — перепутать не хочу!»
Упражнение
выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева
от себя. Справа — два, а слева — три, Справа трижды повтори, Справа — раз, а
слева — два: Не запутался едва.
11. «Я по
стульчику стучу и по полу — где хочу!»
Упражнение
выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции логопеда, ударяет мячом
по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах.
12. «Прыгает
и скачет по сиденью мячик»
Ребенок
обходит вокруг стульчика, производя удары мячом по сиденью.
13. «Вот
стоит из стульев ряд. Я ударить в каждый рад»
Три-четыре
стульчика выстраивают в ряд. Ребенок подходит к первому стульчику, ударяет
мячом по сиденью, ловит мяч, переходит к следующему стульчику, ударяет мячом по
его сиденью и т. д. Задания: • Ударяем мячом в каждый стульчик. • Ударяем мячом
в первый стульчик один раз, во второй - два раза и т. д.
14. «Кошечки
с мячиком»
Исходное положение — стоя
на коленях (сидя на пятках). Прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево.
Мячик катится вокруг — Мой веселый, круглый друг. • Кати мяч вправо. • Кати мяч
влево. • В каком направлении ты катишь мяч?
Комментариев нет:
Отправить комментарий